РЕЦЕНЗИЯ
на доклад для участия в педагогическом чтении учителя математики
МОУ "Тюбинская средняя общеобразовательная школа Мо "Намский улус РС (Я)""
Григорьевой Виктории Николаевны
Тема доклада "Использование задач с экологическим уклоном на уроках математики в 5-6 классах"
В настоящее время общее среднее образование находится на этапе модернизации и обновления системы и содержания образования. Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно - гуманитарных и экологических ценностей. Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Но не надо забывать, что экологизация математики дает возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве. В связи с этим актуальность данного исследования не вызывает сомнения.
Виктория Николаевна полностью решила поставленные задачи исследования. Положительными результатами являются: разработка уроков математики с использованием экологических задач; примерные математические задачи с экологическим уклоном на уроках математики в 5-6 классе; рекомендация введения экологических задач, которая может быть применена учителями при организации, как дополнительных занятий, так и непосредственно уроков математики. Все эти разработки имеют большую практическую значимость в работе не только учителя-практика, но и учителя-исследователя.
Доклад прошел апробацию в МОУ "Тюбинской средней общеобразовательной школе". В ходе проведенного эксперимента подтверждена гипотеза исследования, о том, что использование задач с экологическим уклоном способствует развитию общей культуры, повышает математические, экологические и экономические знания школьников.
Рецензент
Гуляева Мария Андреевна
учитель высшей категории,
географии и экологии
Опубликована работа Григорьевой В.Н. в сборнике:
- "Использование задач с экологическим уклоном на уроках математики в 5-6 классе". Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития: Сборник материалов III Республиканской научно-практической конференции (г.Якутск, 9-10 октября 2008 г.) [редкол.: О.М.Кривошапкина и др.] - Якутск, 2008- 208с.[65с.]
В нашей республике в качестве приоритета национальной безопасности начинает признаваться решение проблем, связанных с воспитанием нового человека, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом и экологической культурой.
Исходя из этого мною выбрана тема "Использование задач с экологическим уклоном на уроках математики в 5-6 классах".
Цель исследования: составить классификацию математических задач с экологическим уклоном в 5 -6 классе основной школы.
Обозначенная цель требует решение следующих задач:
1. Изучение научно-методических, педагогических литератур и учебных пособий;
2. Примерные математические задачи с экологическим уклоном на уроках математики в 5-6 классах;
3. Разработать методические рекомендации по использовании задач с экологическим уклоном учащихся 5-6 классов на уроках математики;
4. Экспериментально обосновать эффективность использования задач с экологическим уклоном на уроках математики у школьников среднего звена.
На предмете математика экологизацию можно ввести в текстовых задачах. Необязательно решать чисто экологические задачи, экологизационные задачи хорошо применять в 5-6 классах. Этих классах рекомендуется развивать "экологизационные" нравственные ценности, доступному к подростку. Целью воспитания детей данного возраста (11-14л) является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, в том числе решения задач по проблемам природопользования, историческая и т.д.
Приведенные задачи все относятся к курсу пятых-шестых классов. Решения их элементарны, но формулируются они так, как возникают на практике, т.е. с недостающими или с лишними данными. В учебниках 5-6 класса, более 30% текстовых задач составлены из понятий не знакомых для учащихся, особенно это касается учащихся национальных сельских школ. Поэтому значительная часть урока уходит на объяснение и разбор содержания задач. Хотя в чистой математике при счете и вычислениях это не играет роли. Но при изучении предмета математика, тем более при начальном изучении, понимание содержания задачи принимает определенное значение и является основой для развития способностей к обучению учащихся 5-6 классов. Например:
1. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? (12 лет, на 10лет).
2. Дом площадью 48 м? и высотой 3 м во время весеннего паводка был заполнен водой. Сколько литров воды в доме? (144000 л).
3. Численность постоянного населения Якутии (в 1999г) 1000,7 тыс.. Площадь территории Якутии равен 3103,2 тыс. км?. Сколько км? достигается одному человеку. (Напишите приблизительно). И выразите в га.(?3,1 км?; 310 га).
Примеры задач к темам учебника Виленкина Н.Я. и др. "Математика 5 класс"
4. Тема: Обозначение натуральных чисел
Напишите числами запись:
"На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот девяноста четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, а пожарными было охвачено семьдесят четыре тысяч восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади. В тысяча девятьсот девяносто пятом году только в июле пожары уничтожили один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч га".
5. Тема: Доли. Обыкновенные дроби
На территории Якутии ежегодно добывается 1/5 часть добываемых в мире алмазов, из них 1/5 образуют собственность республики. Какую часть от добываемых в мире алмазов остается в республике? Сделайте на окружности. (1/25)
6. Тема: Проценты
В мире ежегодно добывается 1600 млн м? древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается? (320 млн. м?).
При решении экозадач у школьников вырабатывается:
1) Умение применять в жизни числа, рассуждать проблемы экологии и решать текстовые задачи на уроках;
2) Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;
3) Развивает интерес к уроку и значение экологии в жизни человека.
В учебно-воспитательном процессе школы, и экологические знание учащихся можно повысить и через уроки математики, используя соответствующий материал.
Использование экозадач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества.
Если ввести на уроках интересные экозадачи, которые обучают изучение взаимосвязей, существующих в окружающем мире, играет огромную роль, воспитывает и развивает школьников.